Актуальная
Информация
  • 15.10.18
    Уважаемые родители, для вас издана памятка с ответами на многие тревожащие вопросы. Авторы старались донести достоверную информацию максимально кратко и четко.
  • 12.09.18
    Стройная, статная, высокорослая, эта женщина наверняка поражала воображение современников. И, очевидно, её красивая голова возвышалась над толпой, привлекая внимание. Тем более своим необычным золотистым глазом.
  • 04.09.18
    Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Для особенных детей, живущих с одним глазом, это еще и изменения привычного места пребывания, что может вызвать много неприятностей, таких как падения, столкновения. Для того, чтобы их предотвратить, следуйте нескольким правилам.

Качество жизни у пациентов, внезапно потерявших зрение одного глаза

Людям, лишившимся глаза, требуется длительный период привыкания к своему состоянию, повседневной активности, вождению автомобиля, выполнению различных работ.

Для того чтобы выявить, какие проблемы возникают у пациентов в период адаптации к монокулярному зрению, и определить его длительность, мы исследовали качество жизни (КЖ)у 65 пациентов, внезапно ослепших на один глаз, с помощью опросника SF-36 и специально разработанного опросника. В начальном периоде после травмы мы обнаружили статистически значимое (p < 0,05) снижение всех параметров КЖ по сравнению с группой здоровых лиц и лиц, давно адаптировавшихся к монокулярному зрению.Это указывало на снижение благополучия во всех сферах жизнедеятельности исследуемого контингента и наличие у них психологических, физических, бытовых, социальных и профессиональных проблем.

Наличие аналогичных проблем отмечали в своих исследованиях Schiff (1980), Schein (1988), Knoth (1995), Cooper (2000), N. Buys, J. Lopez (2004).

Наиболее выраженные снижения показателей КЖ были по шкалам “бытовая активность, “производственная деятельность, “ориентация вне дома. Связывалось это с внезапной потерей бинокулярного зрения, нарушением в оценке расстояния и глубины пространства и из-за этого возникающими трудностями как при исполнении самых простых функций (выполнение косметических процедур, домашней работы и т.п.), так и в производственной деятельности.

В большей степени страдали показатели ролевого функционирования (роль физических и эмоциональных факторов) и психологическое благополучие, что определялось влиянием субъективных факторов. Так все опрошенные сочли, что их жизнь очень изменилась после травмы, в разной мере они испытывали чувство беспокойства, тревоги, перепады в настроении из-за потери зрения одного глаза, у многих возникали опасения, что их зрение может ухудшиться, одна пациентка призналась, что пыталась покончить жизнь самоубийством.

Были зафиксированы низкие значения показателей КЖ, характеризующих деятельность, связанную со зрением. Почти все опрошенные в основной группе отметили, что стали быстрее уставать во время традиционной для них зрительной работы, при просмотре телепередач. Большинство респондентов отметили напряжение при чтении, затруднения при рассматривании отдаленных объектов, расположенных на расстоянии более 5 метров. По всей вероятности это происходило из-за уменьшения поля зрения со стороны травмированного глаза и утомления аккомодационного аппарата парного глаза.

Снижение показателей, характеризующих социальное функционирование, встретились в 70% случаев. Низкую социальную активность (ограничение контактов, знакомств, посещений общественных мест) одни пациенты связывали с плохим зрением и трудностями в ориентации в незнакомом пространстве, другие с чувством собственной неполноценности, тревожности, депрессии, личными переживаниями. Многим казалось, что окружающим неприятен вид травмированного глаза, третьи объясняли это постоянной усталостью.

По мере адаптации пациентов к монокулярному зрению и восстановления восприятия глубины, происходило улучшение всех показателей КЖ (значительные их изменения через 9 месяцев после травмы). К 1 году средние значения показателей КЖ не отличались от показателей здоровых. Но по шкалам “психологическое благополучие и “производственная деятельность даже к году после травмы сохранялись статистически значимые различия (p<0,05) между показателями исследуемой и сравнительной групп. Это свидетельствовало, что не у всех пациентов адаптационный процесс заканчивался к указанному периоду. У 35% обследуемых имелись психологические проблемы и трудности в профессиональной сфере.