Интересный эксперимент провели ученые из Тюбингенского университета. Двум группам испытуемых дали прослушать одну и ту же аудиозапись: речь человека, который говорит со скоростью 25 слогов в секунду. Первая группа провалила испытания: вместо повествования они слышали шум. Люди со второй группы прекрасно поняли, о чем велась речь – они сумели воспроизвести запись практически без ошибок.
А теперь самое интересное:
- первая группа – это обычные люди без каких-либо физических отклонений;
- вторая группа – это слепые, то есть люди, которые не способны отличить свет от тьмы.
Серия экспериментов установила, что «обычные» люди, относящиеся к первой группе – в том числе все те, кто сейчас читает эти слова – воспринимают на слух до 10 слогов в секунду. У слепых эта способность в 2,5 раза выше, их предел – 25 слогов в одну секунду!
В чем причина «слепого гения»
К интересному научному расследованию присоединился и Университет Монреаля. По их мнению, слепые слышат хорошо, так как их головной мозг исключительно пластичен. Для расшифровки звука незрячие используют ту часть мозга, которая у «обычных» людей отвечает за распознавание лиц, предметов.
Руководитель экспериментов, проводимых в Университете Монреаля, отвечает: «Для обработки зрительных импульсов от света, попадающего на сетчатку глаза, у зрячих задействованы значительные ресурсы. Никакой орган чувств больше не пользуется такими привилегиями, как глаза. У слепых вся эта мощь разума направлена на распознавание звука».
Немецкие исследователи из Тюбингенского Университета предполагают, что у слепых от рождения зрительная кора мозга остается невосприимчивой к любым раздражителям – скорость распознавания звука у них такая же, как и «обычных» людей. Люди, потерявшие зрение в молодости, способны перенаправлять обработку звуковой информации на уже не используемые, но все еще рабочие зоны мозга. Эта версия немного противоречит реальности. Большинство талантливых незрячих музыкантов слепы от рождения.
Большинство музыкальных школ разрабатывают специальные программы и методики для обучения слепых и слабовидящих детей. Таким ученикам не требуются особые инструменты или необычные ноты. Для обучения музыкальной грамоте нужны лишь терпение учителя, желание родителей и согласие самого незрячего ребенка.
Они видят сердцем, а говорят руками
Девять незрячих гениев, игравших и играющих на клавишных инструментах. Приведенный список – это не рейтинг. Музыканты расположены по году рождения.
- Конрад Пауман (1415-1473) – основоположник органной немецкой школы. Слепой от рождения.
- Франиско де Салинас (1513-1590) – теоретик, органист. Основоположник метроритмической теории. Ослеп в 10 лет.
- Йозеф Лабор (1842-1924) – пианист и композитор. Современные критики отмечают, что игра Йозефа Лабора на фортепиано была технически совершенна. Ослеп в три года.
- Артур Тэйтум (1909-1956) – композитор, пианист. Слепой от рождения. После серии операций было восстановлено зрение одного глаза.
- Джордж Ширинг (1919-2011) – пианист. 2-кратный лауреат премии «Грэмми». Слепой от рождения.
- Рэй Чарльз (1930-2004) – музыкант и композитор. 17-кратный победитель «Грэмми». Ослеп в пять лет.
- Стиви Уандер (родился в 1950) – певец, пианист, композитор. 25-кратный лауреат премии «Грэмми». Ослеп в младенчестве.
- Дайана Шур (родилась в 1953) – джазовая пианистка. 2-кратный лауреат премии «Грэмми». Ослепла в 2 года.
- Нобуюки Цудзии (родился в 1988) – пианист, композитор. Лауреат международного конкурса пианистов, который проводится раз в четыре года в США. Слепой от рождения.