Актуальная
Информация
  • 21.03.18
    Интервью с директором центра OKORIS И.А. Сироткиной о насущных проблемах глазного протезирования в России, о взаимоотношениях врачей офтальмологов, мастеров протезистов, органов государственной власти и т.д., опубликованное в газете для офтальмологов "Поле зрения".
  • 12.03.18
    Реконструкция с помощью лицевых эктопротезов является уникальной технологией, которая позволяет в короткий срок исправить черепно-лицевые дефекты, в большинстве случаев неподдающиеся пластической хирургии. Видео наглядно показывает процесс изготовления.
  • 26.02.18
    Николай Иванович Гнедич - русский поэт, переводчик, общественный и театральный деятель. Его самый известный труд — перевод на русский язык «Илиады» Гомера.

Можно ли прописывать компьютерные «бродилки» и «стрелялки» в лечебных целях

Кто не знает популярную некогда игрушку «Тетрис», изобретенную сотрудником Вычислительного центра Академии наук СССР Алексеем Пажитновым? Однако далеко не каждый знает, что создавалась она… в научных целях. При помощи «Тетриса» проводилась терапия детей, страдающих нарушениями речи. Сегодня западные специалисты утверждают, что «Тетрис» был не единственной полезной игрой. «Новые Известия» поинтересовались, какие еще «бродилки» и «стрелялки» могут прописывать врачи в лечебных целях.

Два года назад специалисты из Рочестерского университета (США) пришли к сенсационным выводам. Эксперимент, проведенный с участием 22 студентов, показал, что компьютерные игры не только не ухудшают зрения, но, напротив, благоприятно сказываются на его остроте и способности человека различать цвета. Правда, оговариваются ученые, не все игры одинаково полезны. Замечательным свойством обострять зрение обладают только так называемые стрелялки.

Впрочем, российские специалисты по-прежнему относятся к подобным сообщениям скептически. «Доверять таким исследованиям я не склонен, — комментирует заморскую новость старший научный сотрудник Научно-исследовательского института глазных болезней РАМН Алексей Ермолаев. — Думаю, это скорее очередной PR-ход, направленный на увеличение продаж компьютерных игр».

По мнению г-на Ермолаева, научных доказательств улучшения способности различать цвета под воздействием «стрелялок» не существует. Кроме того, исследование не может считаться репрезентативным, поскольку, как уверяет ученый, для того чтобы делать серьезные выводы, требуется не два десятка добровольцев, а как минимум тридцать участников эксперимента в каждой из исследуемых групп.

«Для зрения компьютерные игры — абсолютное зло, — убеждена хирург-офтальмолог, заведующая лабораторией глазного протезирования в Челябинске Ирина Сироткина. — Существуют, правда, специальные программы для лечения близорукости, но они малоэффективны, поскольку очень утомляют и напрягают глаза. Я считаю, что компьютер полезным для зрения быть не может. В Японии, к примеру, где 50% детей близоруки, уже давно отменили освоение компьютеров до школы».

Пулемет вместо скальпеля

Гораздо больше доверия у российских специалистов вызвало исследование, результаты которого были опубликованы в 2007 году в авторитетном американском издании Archives of Surgery. На протяжении некоторого времени 33 хирургам из нью-йоркского медицинского центра Beth Israel вменялось по нескольку часов в неделю играть в модернизированную версию «Doom’a». По окончании эксперимента было установлено, что геймеры делали меньше ошибок и выполняли работу быстрее, чем их неиграющие коллеги. Особенно пригодилась практика виртуальной стрельбы врачам, проводящим операции на брюшной полости пациента. По мнению специалистов, это вызвано тем, что при игре в первую очередь развиваются точность и аккуратность, то есть качества, которые необходимы при проведении лапароскопии.

«Действительно, компьютерные игры могут быть полезны врачам для отработки навыков», — отмечает кандидат медицинских наук, генеральный директор одной из столичных фирм Марина Осанова.

Компания, которой руководит г-жа Осанова, уже несколько лет занимается реализацией в России так называемых «компьютерных имитаторов» — специальных игр, представляющих имитацию клинического отделения. Виртуальный мир максимально точно воссоздает реальные ситуации, с которыми приходится сталкиваться медицинскому работнику. Если играющий, к примеру, выбрал имитацию приемного покоя, то в его задачи входит принять больного, поставить диагноз, выбрать способ лечения и необходимые приборы, определить, в какое отделение следует перевести пациента. По ходу игры оценивается правильность принятых решений.

Программы, имитирующие работу клинических отделений, уже используются в некоторых вузах и медицинских учреждениях страны. Многие российские клиники оснащаются компьютерными тренажерами, позволяющими освоить некоторые хирургические приемы с нуля. Прежде всего, это касается имитаторов инструментальных методик эндоскопической хирургии, когда хирург наблюдает операционное поле не напрямую, а через окуляры прибора или на экране монитора.

Понятно, что по жанровой принадлежности такие игры считаются не «стрелялками», а скорее «стратегиями». Что касается полезных свойств именно «стрелялок», то специалисты затруднились подтвердить или опровергнуть точку зрения западных исследователей, отметив лишь, что любые тренинговые упражнения, направленные на провоцирование активной ответной реакции человека, улучшают внимание. «Безусловно, мы можем рассматривать „стрелялки“ как такое упражнение, — отмечает г-н Ермолаев. — Однако если говорить об улучшении профессиональных навыков, то абстрактные компьютерные игры вряд ли способны помочь. Нужны ответные реакции, схожие с предполагаемыми профессиональными действиями».

Виртуальным снежком по реальной боли

К помощи компьютерных игр все чаще прибегают для облегчения страданий больных. Так, к примеру, пациентам ожогового центра университета штата Вашингтон в Сиэтле во время перевязок предлагают поиграть в компьютерную «стрелялку», напоминающую нашу игру «в снежки». Снежный виртуальный мир выбран не случайно: он ничем не напоминает пламя, которое вызвало ожоги.

«Использовать компьютерные игры во время перевязок — очень хорошая идея, — полагает врач Ермолаев. — Отвлечение внимания пациента при проведении неприятных манипуляций — прием хоть и старый как мир, но эффективный. Особенно часто он применяется на детях. Нередко пациенту становится больно еще до начала процедуры, когда он предчувствует неприятные ощущения. Игра же отвлекает внимание от боли и позволяет снять мышечное напряжение, которое мешает врачу быстро произвести нужные действия».

Играть до старости

Западные и российские специалисты сошлись во мнении, что компьютерные игры полезны для людей пожилого возраста. Это особенно актуально для тех, у кого после выхода на пенсию не осталось дел, занимающих их внимание и время. Компьютерные игры могут способствовать сохранению интеллектуального статуса, скрасят одиночество и в целом окажутся гораздо полезнее, чем пассивное многочасовое сидение у телевизора.

Однако чересчур увлекаться компьютерными играми, по мнению хирурга-офтальмолога Сироткиной, все же не стоит. «Чем раньше человек втягивается в это, тем труднее его адаптировать к жизни, — утверждает специалист. — Заядлые геймеры могут проводить за компьютером круглые сутки, не выходя даже в туалет: они просто ставят возле рабочего места бутылочку для сбора мочи. Семейную жизнь им заменяет виртуальный секс. Любые „стрелялки“, „экшены“ и „стратегии“ способствуют переходу человека из реального в виртуальный мир, вызывают патологическую зависимость и превращают в зомби. Поэтому не нужно питать иллюзий по поводу пользы, которую компьютерные игры якобы приносят здоровью. Гораздо более очевиден наносимый ими вред».

Евгения Коробкова